с
Арцах — три города Тиграна II Великого
В восточной части Великой Армении, а именно в ашхаре Арцах, называемом историком VII века Мовсесом Каханкатваци Восточной Армении .А Агванк за пределоми рекы Кура Восточной Стороной Армянской (Аревелиц Кохманк Айоц), Тигран Мец (Великий) основал три города, носящих его имя.
Два из них находятся на территории Республики Арцах, третий ждет своей очереди в Гардманке – Северном Арцахе. Сегодня активные раскопки ведутся в так называемом Срединном Арцахском Тигранакерте – городе, который расположен практически посередине между двумя другими, – именно его сегодня в научной и прочей литературе называют Тигранакертом Арцахским.
Это название не совсем точно – повторюсь, Тигранакертов в Арцахе существовало три, и по географическому расположению правильнее называть эти города Северным, Срединным и Южным Арцахскими Тигранакертами.
Итак, Срединный Арцахский Тигранакерт расположен в Мартакертском районе Республики Арцах, на правобережье реки Хаченагет, на южном склоне и у подножия горы Ванкасар, которая поднимается на 681 метр над уровнем моря и на вершине которой стоит красивая часовня Ванкасар или Спитак Птук.
На северном и северо-восточном склонах Ванкасара раскинулось село Нор Марага, которое в армянском средневековье называлось Канкар (широко распространенное в нашей топонимике название, дававшееся по обилию в округе одноименной травы канкар, похожей на чертополох).
Непосредственно рядом с городищем Тигранакерта лежат руины двух древних армянских сел – Аркаякан и Тарнагют. Первое было названо в честь близлежащего обильного источника – Аркаиц Акн, Аркаякан, т.е.
Царский Источник, и впоследствии персами переведено на фарси – Шах-Болаг. Название же второго представляет собой диалектный вариант названия Тигранакерт – Ткрнакерт или Тарнагют
Чуть восточнее Срединного Арцахского Тигранакерта пролегает дорога из Степанакерта в Мартакерт, в трех километрах к юго-западу находятся Хаченское водохранилище, село Арменакаван и гора Йот Крманц (Семи жрецов), а в четырех-пяти километрах к югу – город Акна и строящееся село Суренаван.
Срединный Арцахский Тигранакерт был заложен Тиграном в 90-х годах до Р.Х. в качестве восточного форпоста армянской империи, и просуществовал почти 1000 лет. В X веке он уже был разрушен.
По свидетельству Мовсеса Хоренаци, в IV веке Сюникский князь Андовк Сюни, отец царицы Парандзем, укрепившись в этом городе, находившемся тогда под юрисдикцией Сюника, длительное время успешно противостоял персидским нападениям. В 2005-ом году Институт археологии и этнографии НАН РА организовал здесь раскопки, которые по сей день ведутся под руководством доктора исторических наук Гамлета Петросяна.
В 2008-ом Срединный Арцахский Тигранакерт со своими окрестностями стал государственным заповедником, в 2010-ом здесь был торжественно открыт Археологический музей.
Так, созданный на заре нашей эры армянским гением, освобожденный на закате XX века героической армянской кровью и восстанавливаемый в наши дни армянской наукой Арцахский Срединный Тигранакерт стал не только символом непобедимого армянского духа, но и крупным туристическим центром Республики Арцах, центром паломничества армян со всего мира.
В Тигранакертском Археологическом музее в трех просторных залах широко представлены самые разнообразные артефакты, обнаруженные в ходе раскопок и датируемые периодом от V века до Р.Х. вплоть до XVII века нашей эры, а также керамические изделия начала II тысячелетия до Р.Х., свидетельствующие, что Тигран Мец заложил город на месте древнейшего поселения.
Среди уникальнейших находок – две церкви и склеп раннехристианского периода, крепость с кладкой из крупных камней, скрепленных методом «ласточкиного хвоста», остатки скульптур и украшений древнейшего периода, в том числе голова барана – «хойи глух», культ и название которого в древнеармянском послужили основой для позднего тюркского «коюнлу», и многое другое.
Продолжающиеся в Срединном Арцахском Тигранакерте раскопки – яркий пример того, как наука может пролить свет на неизвестные доселе страницы истории, при условии, что предмет исследования находится не в руках варваров, силящихся протиснуться на чужое место, а истинных хозяев многотысячелетней цивилизации…
Второй (или Южный) Арцахский Тигранакерт находится на крайнем юге Арцаха, в горах левобережья реки Аракс – это восточное окончание хребта Аревик (Мегри). Развалины города, так же как и развалины Срединного Арцахского Тигранакерта, называются Тарнагют – это арцахская диалектная форма топонима.
Развалины эти расположены в двух километрах к югу от древнейшего армянского села Цоб – в годы азерской оккупации его называли Собу, и в четырех километрах к западу от другого древнейшего села – Цобадзор (бывшая искаженная форма – Чопедере).
Оба эти названия относятся к самому раннему периоду армянской истории и армянского языка, свидетельствуя о нашем присутствии здесь еще в 4-5 тысячелетиях до Р.Х. Цоб в древнеармянском – святое место, храм или посвященная богам роща, от Цоб впоследствии произошли армянское Цов (название сасунской горы Цовасар, например, означает не «Морская гора», а «Святая гора», а арцахское село Цоватех – «Святое место», и нечего искать здесь ракушки и отложения древних морей), арабское Суфи («святой», «чистый»), христианское имя София и т.д.
При встрече с любым Цобом или Цобадзором, Цовасаром на Армянском нагорье следует искать поблизости остатки храма, капища, а при наличии в округе лесов – следы святых рощ и деревьев.
А в случае нашего Цоба к сакральному древнейшему смыслу топонима добавляется и смысл «святости» заложенного Тиграном Великим города – кстати, и село, и развалины Тарнагют-Тигранакерта расположены в лесу, на берегах левого притока Аракса – речки Цобадзор, неподалеку от крупного поселения Бардутах, что значит «Тополиная сторона». Тополь в дохристианский период армянской истории, наряду с сосэ (платаном или чинаром) являлся святым деревом.
По причине удаленности от нормальных дорог, отсутствия инфраструктуры Цобадзор и Бардутах занимают, скажем так, не самое центральное место в планах руководства Арцаха и в научных разработках будущих раскопок, хотя и сулят, думается, не менее сенсационные открытия в случае серьезного подхода.
И Южный Арцахский Тигранакерт – этот приараксинский оплот Тиграна Меца, который защищал внутренние районы Арцаха и Сюника от набегов прикаспийских племен, надеемся, вскоре займет свое достойное место не только на картах.
Третий, или Северный Арцахский Тигранакерт, пока находится в гораздо более неблагополучном положении, нежели Срединный и Южный – он расположен вне границ сегодняшней Республики Арцах, а именно в Северном Арцахе – Гардманке, оккупированном азербайджанскими силами.
Естественно, как и в случае с сотнями армянских сел и десятками тысяч армянских памятников, находящихся в подобном положении, Северный Арцахский Тигранакерт погибает, если не погиб уже подобно Джугинским хачкарам или Апракунисскому храму.
Его руины расположены на левом берегу среднего течения реки Чарекаджур или Шамкор – одного из крупных правых притоков Куры, что течет в северном направлении с Севанского хребта. По соседству расположены два крупных и значимых армянских села Гардманка – Барум и Барсум.
Само городище находится чуть восточнее Барума, при впадении в Чарекаджур его левого притока – речки Цакариджур. Со временем вокруг некогда цветущего, затем разрушенного города Тигранакерта выросло небольшое село Гарнакерт, название которого, будучи изначально диалектной формой Тигранакерта (наряду с Гарнакерт употреблялась также форма Ткрнакерт), со временем приросло смыслом «гар» (овца).
В новейшее время Гарнакерт вошел в состав села Барум, образовав его нижнюю, приречную часть (Неркин Барум). Непосредственно к югу от Гарнакерта, на левом берегу Чарекаджура находятся руины средневекового армянского монастыря Цахкоцаванк, а еще далее к югу, выше по реке расположены развалины монастырей Хрештакапетац и Чарекаванк и крепости Мамрот.
Арцахский Тигранакерт в новейших исследованиях
Раннехристианский саркофаг
К сожалению, вплоть до середины 18 века других письменных сведений о Тигранакерте нет. В середине 18 века на этом месте, у родников, называемых Шахбулагом, злейший враг Арцахских меликств Панах возводит крепость. Причем первые ряды крепости были заложены чистотесанными квадрами, варварски отторгнутыми из стен базиликальной церкви 5-6-го вв., руины которой все еще стояли во всем своем великолепии. Однако вскоре крепость разоряется меликами Арцаха. В середине 19-ого века развалины крепости посещает Саргис Джалалянц, который в своих записях утверждает, что местность вокруг родников Шахбулаг армяне называют Тнгрнакертом, а персы - Тарнагиртом и предполагает, что вероятно здесь и был расположен Тигранакерт. То же предположение высказывает исследователь арцахских древностей Макар Бархударянц, который также добавляет, что долина реки Хачен называлась провинцией Тигранакерт. Впоследствии некоторые новейшие исследователи буквально повторяли вышеуказанные предположения, однако по поводу конкретного местоположения Тигранакерта их замечания в известой мере исказили уже существующую точку зрения С. Джалалянца и М. Бархударянца.
В 50-ых годах 20-ого века в местечке Гявуркала (около деревни Софулу), примерно в шести километрах от Шахбулага, во время сельскохозяйственных работ была найдена крышка от саркофага с обширной армянской надписью. Академия наук Азербайджана срочно организовала здесь раскопки. Текст надписи был опубликован Седраком Бархударяном, который в то время занимался изданием академического тома армянских надписей Арцаха. В результате раскопок были выявлены большое укрепленное поселение, раннехристианская церковь, некрополь и др. Седрак Бархударян, учитывая близость подобного крупного поселения от Шахбулага, полагал наиболее вероятным местоположение Тигранакерта в районе Гявуркалы, а не в непосредственной близости от родников. К сведению азербайджанских оппонентов, со всей ответственностью заявляющих, что в свое время азербайджанские археологи тщательно исследовали эту местность и не обнаружили даже следов какого-либо Тигранакерта, скажем, что проводивший в Гяуркале раскопки известный азербайджанский археолог Р. Ваидов предположительно расположил Тигранакерт в районе родников Шахбулага. В своей статье, посвященной раскопкам в Гяуркале (Археологические раскопки в Гявуркале - Материальная культура Азербайджана, т. 6, Баку, 1965, с. 179, на азербайджанском языке), он оспаривает мнение Седрака Бархударяна и буквально пишет следующее: "Указание Еремяна, что Тигранакерт находится рядом с Агдамом, не вызывает сомнений" (Под указанием подразумевается Атлас С. Т. Еремяна к книге "История армянского народа", вышедшая в свет в 1952 году, где Тигранакерт локализован у Шахбулага).Судя по исторической карте, приложенной к книге Баграта Улубабяна "Очерки истории Восточных краев Армении", изданной в 1981 г. в Ереване, автор помещает Арцахский Тигранакерт в нижней долине реки Каркар, хотя в той же книге использует и словосочетание "Шахбулаг-Тигранакерт".
Исследователь арцахских памятников Самвел Карапетян пишет по этому поводу, что местоположение Арцахского Тигранакерта, по мнению ученых, должно находиться или северо-восточнее знаменитых родников Шахбулага и современного села Тарнают (Тарнагют, на склоне горы Ванкасар), или в местечке Гяуркала.Недавно вышедшая в свет статья А. Симоняна и О. Санамяна "Памятники Ванкасара" также не внесла ясности в вопрос локализации Тигранакерта. Авторы статьи, описывая окрестности Шахбулага, неоднозначно называют поселение Гявуркала-Тигранакертом.Наша экспедиция, предпринявшая комплексное исследование долины реки Хачен, задалась целью найти фактические доказательства существования античного города либо доказать обратное. В результате этих изысканий были найдены наземные следы города, возведенного Тиграном Великим. Последующие раскопки окончательно рассеяли все сомнения и подтвердили существование здесь крупного и богатого античного города.
Информация и фотографии взяты отсюда: http://www.tigranakert.am/rus/